?

Log in


sv_minskaya in medicina_ru

Депрессии у детей. На что стоит обратить внимание.

Существуют ли детские депрессии. Почему родителям трудно признать факт их наличия. Каковы общие признаки детских депрессий и какие признаки могут указывать на депрессию в различных возрастах ребенка.

Существуют ли детские депрессии.

Дети не в меньшей степени, чем взрослые, подвержены заболеваемости депрессиями. Однако многие родители и врачи не-психиатры игнорируют этот факт и даже считают, что у детей вообще не может быть депрессий. Причины такого отрицания заключаются в следующем.

Дети в силу несформированности словаря, описывающего свои душевные и телесные переживания, не склонны жаловаться на сниженное настроение как таковое. Лет до 5-6 ребенок способен описать свое состояние в двух терминах - "хорошо" или "плохо", и уж тем более затрудняется определить, к чему это "плохо" относится - к душе или телу, тем более, что как у детей, так и у взрослых, депрессия затрагивает обе эти области.

На изменение эмоционального самочувствия ребенка родители начинают реагировать тогда, когда это уже невозможно не заметить: ребенок «на ровном месте» теряет сон или аппетит, а по его внешнему виду можно заметить, что он чрезмерно подавлен, капризен, слезлив или встревожен. Но и в этих случаях многие родители склонны искать причины этого в телесном неблагополучии, и начинают обследовать ребенка у педиатра, невропатолога, гастроэнтеролога или даже инфекциониста, и бывают крайне удивлены, когда не находят никаких "видимых" причин.

Родители, не знакомые с биологической теорией возникновения эндогенных депрессий (ссылка), считают, что для любой депрессии должны быть основания и начинают искать их в своем отношении к ребенку. Эта родительская точка зрения отражает бытовое представление, согласно которому депрессия возникает только в ответ на какую-то сильно травмирующую ситуацию. И даже если таковая была на самом деле (например, постоянные конфликты в семье между родителями), то они склонны считать, что ребенок "еще слишком мал", чтобы понимать всю глубину происходящего. Они воспринимают диагноз «депрессия» из уст врача как обвинение в их собственный адрес.

Чувство вины для любого человека слишком тяжело, а потому многие родители либо уходят в отрицание («никакой депрессии нет и быть не может, надо искать какое то другое заболевание или строже воспитывать»), либо в агрессию («какое право врач имеет меня судить?»)


Каковы общие признаки депрессий у детей, которые должны насторожить родителей?

• отсутствие у ребенка интереса к тем занятиям и той деятельности, которые он воспринимал всегда с удовольствием. Это касается не только и не столько обучения, а скорее привычных развлечений – игр, общения с другими детьми и взрослыми.
• успешный ребенок начинает хуже учиться, замыкается в себе.
• в плане эмоциональных проявлений для девочек более характерна плаксивость, ранимость и замкнутость, а для мальчиков – агрессивность и непослушание.
• при тяжелой депрессии дети могут прогуливать школу или даже вовсе отказываться туда ходить, не идти в детский сад, который раньше не вызывал отрицательных эмоций, т.к. там к ним предъявляются жесткие социальные требования.
• у ребенка в депрессии могут наблюдаться изменения аппетита и сна.
• хронически депрессивные дети отстают в физическом и умственном развитии.

Признаки возможной депрессии у детей младшего возраста.

До четырех лет депрессия у детей проявляется нарушениями в телесной сфере, в первую очередь в нарушении функции желудочно-кишечного тракта (поносы, запоры, рвоты, срыгивания, потери аппетита).

Так же может меняться моторика (заторможенность или, наоборот, двигательная расторможенность).

Появляются нарушения вегетативной нервной системы: сухость кожи или, наоборот, потливость; незначительный, но стойкий подъем температуры тела при отсутствии воспалительных или инфекционных заболеваний.

Нарушается сон и меняется его характер – от бессонницы и ночных пробуждений, которых раньше не было, до дневной сонливости. Меняется темп и интонация речи.

Ребенок перестает реагировать положительно на то, что раньше доставляло удовольствие, например, чтение сказок или рассматривание картинок. У него пропадает естественный интерес к познанию чего-то нового.

Если в депрессии присутствует так же и тревожный радикал, то ребенок, не жалуясь на саму тревогу, начинает требовать постоянного и неотлучного присутствия рядом родителя.


Признаки возможной депрессии у детей дошкольного возраста.

У дошкольников могут отмечаться все те же симптомы, что и в более младшем возрасте, плюс к этому всевозможные страхи, а так же регрессивные симптомы. Ребенок при последних как бы возвращается в своем развитии на более раннюю стадию. Отмечаются энурез и энкопрез уже после того, как были выработаны навыки пользования туалетом.

Этому часто сопутствуют проявления так называемых детских неврозов: тики, заикание, навязчивые движения, а так же патологические привычные действия: обкусывание ногтей, выдергивание волос, мастурбация.

Ребенка могут беспокоить головные боли, на которые он уже может пожаловаться, повышенная утомляемость или раздражительность.

Уже с этого возраста отмечаются половые различия при депрессии: девочки более ранимы и замкнуты, мальчики – агрессивны и непослушны. Жалоб на настроение пока еще нет как таковых, ребенок может только сказать, хорошо ему или плохо, но не может уточнить, в чем именно.

Признаки возможной депрессии у детей младшего школьного возраста.


Примерно с 7-10 лет ребенок уже может пожаловаться на собственно плохое настроение и описать его. Чтобы это выяснить, ребенку лучше помочь, задавая прямые вопросы: "Может быть, тебе тоскливо или скучно? Или тревожно, беспокойно?"

Начинает страдать успеваемость и меняется поведение. Низкая успеваемость не насторожит родителей тех детей, которые всегда были не первыми учениками класса, но нужно проявить внимание к ребенку, если он стал показывать результаты хуже, чем было до недавнего времени, пусть при этом он и не был отличником.

Что касается поведения, то, как правило, девочки становятся более стеснительными и обидчивыми, а мальчики - наоборот, агрессивными и негативистичными. Опять же, о возможной роли депрессии здесь можно говорить только в том случае, если эти особенности поведения проявились недавно, а не имели место всегда.

При этом прежние воспитательные меры не имеют успеха, ребенка почти невозможно заставить сесть за уроки или выполнить свои привычные обязанности. Он либо пассивно от этого устраняется, либо возникает открытый конфликт, но положение дел не меняется.


Признаки возможной депрессии у детей среднего школьного возраста.

В этом возрасте, особенно у мальчиков, чаще встречаются дисфорические депрессии с раздражительностью и вспыльчивостью, что выражается в открытых конфликтах со сверстниками, учителями и родителями. У девочек преобладают демонстративные реакции с бурными неадекватными эмоциями и привлечением к себе внимания. Жалобы на настроение более конкретные, с описанием нюансов.

Поскольку в средней школе еще больше повышается уровень социальных и школьных требований к ребенку, он еще более становится склонен к избеганию социального напряжения. Это может выражаться в прогуле уроков, отказе ходить в школу, уходах из дома.

Он начинает тянуться к уличной компании, но депрессивный ребенок, в отличие от ребенка с формирующейся патологией характера, никогда там не становится заводилой, а выступает на «вторых ролях». Ему может быть там совсем не интересно, но это единственный круг общения с ровесниками, где его принимают и ничего не требуют.

Признаки возможной депрессии у детей подросткового возраста.

В этом возрасте подросток уже может хорошо описать свое эмоциональное состояние, поскольку имеет уже довольно богатый словарный запас. Но при этом подростки уже меньше стремятся к общению с родителями, для них становится более важным круг ровесников. Это та референтная группа, в которой подросток ищет самоутверждения.

Поскольку ему трудно в силу понятных причин вписаться в круг ровесников благополучных, то он ищет принятия в асоциальной среде, покуда требования в оной не столь велики и тяжелы. В этом возрасте еще больше возрастает риск уходов из дома, бродяжничества и подражания компании.

Поэтому депрессивный подросток может «заодно» перенимать формы поведения, принятые в асоциальной среде. Начать принимать алкоголь или наркотики, поскольку они могут облегчать на время душевную тяжесть.

По такому же механизму они могут практиковать самоповреждения (порезы, прижигание себя сигаретой), поскольку боль физическая облегчает переживание боли душевной. При этом, в отличие от подростков с формирующейся патологией характера (психопатией), они не склонны к совершению антисоциальных поступков, они остаются в таких компаниях на вторых ролях. Им хорошо уже просто от того, что есть с кем пообщаться, при том, что от них никто ничего не требует, в отличие от родителей и школы.

При этом, в отличие от асоциальных ровесников, внутри такой депрессивный подросток переживает душевную тяжесть и дискомфорт. У него нет душевных сил для того, чтобы собраться и завершить начатое дело, тем более, что он слышит только упреки, и у него создается впечатление, что на самом деле он никому не нужен, никто не интересуется его переживаниями, или считают их блажью или ленью.

Надеюсь, что эта информация поможет вам лучше ориентироваться в вопросах душевного здоровья детей и быть более внимательными к признакам их душевного неблагополучия.

Comments

April 2016

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com